Цирковое искусство в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения “Генерал Топтыгин”.
Большую часть своей жизни известный знаток русского народного быта Николай Алексеевич Некрасов с увлечением занимался литературным трудом. Значительная доля его творческой деятельность была связана с Ярославским краем. Многие сюжеты произведений поэта основаны на событиях, имевших место в реальной действительности. Наблюдения такого творческого человека, несомненно, очень важны для изучения современной ему истории России XIX века.
Приручение медведей являлось древним традиционным занятием населения Верхней Волги. Хождение с мишкой, пусть даже ученым, было сопряжено с известным риском, поэтому и здесь придерживались правил, взглядов, сходных с охотничьими. Это обуславливалось и тем, что вожаками медведей были выходцы из районов, где продолжали жить представления, идущие от тотемических верований (в частности, культа медведя) и потому смотрели на “косолапого” как на особое существо, стоящее ближе всех других зверей к человеку.
“Генерал Топтыгин” был написан Николаем Алексеевичем в 1867 году. Мог ли поэт видеть подобное зрелище во время своего пребывания в Ярославском крае? Безусловно, мог, ведь известно, что в XVIII - XIX веках “ходебщики” с медведями и сами медведи, как правило, брались из Ярославской губернии. Таким образом, сюжет стихотворения исторически закономерен для этой территории в годы создания рассматриваемого нами литературного произведения.
В “медвежьей комедии” XIX века осталось немало от древнейшего традиционного, фольклорного взгляда на “хозяина” леса. Медведя - артиста именовали почтительно - шутливо: “Михаиле Потапыч”, “Матрена Ивановна” или “почтенный Михаиле Иваныч господин Топтыгин”. Эти прозвища - явный пережиток древнейшего явления, который лучше всего сохранился в обычаях охотников. Он был связан с запретом произносить настоящее имя зверя, благодаря чему тот, якобы, не нападал на человека. Таким образом, прозвище главного персонажа стихотворения находится в соответствии с нормами русской традиционной культуры.
Для уточнения специфических, зрелищно - бытовых элементов стихотворения обратимся к тому разделу истории, который наиболее точно может дать ответы на интересующие нас вопросы - к истории циркового искусства.
В тексте стихотворения Некрасова можно найти подтверждения непосредственного авторского восприятия прообраза “Генерала Топтыгина”. Он пишет о “железе в губах”, что исторически закономерно действительности тех лет. Дрессированным медведям продевали через нос и губы железное кольцо, а также проделывали некоторые другие операции для обеспечения безопасности поводыря. Вожаки с учеными медведями бродили по России до 30 - х годов XX столетия. Позже они были вовлечены в государственную систему советского цирка и представляли на аренах жанр дрессуры.
Итак, выявленная в процессе изучения стихотворения “Генерал Топтыгин” историческая закономерность возникновения сюжета данного произведения, позволяет нам говорить о достоверности получаемой таким образом информации о русской традиционной культуре XIX века.
В связи с этим следует отметить и то, что знание условий быта “ходебщиков”, шутливых прозвищ медведей и атрибутов дрессировки свидетельствуют о внимании поэта к существовавшим в его время формам циркового искусства. Последнее само по себе представляет интерес, так как является не исследованной областью творчества Н. А. Некрасова.
|
|