Забытые имена

ПОХОЖДЕНИЯ КОММЕРСАНТА НА КАНАТЕ

Истоки появления циркового искусства в России можно проследить более чем за тысячелетний период истории. В народной среде, на ярмарках и гуляньях постепенно развивались отдельные жанры. Цирк современного вида начал формироваться в России лишь в XIX веке. Существенную роль в этом процессе сыграли отдельные энтузиасты, талантливые инициативные творческие люди. Одно из первых мест в их списке по праву может занимать прославившийся на весь мир ярославец - канатоходец, акробат и гимнаст Федор Федорович Молодцов.
В конце XIX века в Санкт - Петербурге в типографии В.Г. Авсеенко, была отпечатана и издана написанная этим удивительным человеком небольшая по объему, очень любопытная книжка. Уже само ее название “Коммерсант на канате или похождения известного русского канатоходца Федора Молодцова” - привлекало внимание и вызывало желание прочесть это автобиографическое сочинение. И “клюнувшие” на такую “приманку” читатели вряд ли раскаивались. Рассказывать автору было о чем. Жизнь его в бесчисленных выступлениях, репетициях и связанных с этой деятельностью странствиях. К сожалению, информации об этом цирковом артисте сохранилось очень мало и она никак не упорядочена. Его архив погиб во время гражданской войны в России в 1918 году, не обнаружено даже хорошего портрета Федора Федоровича. Отметим основные факты биографии “коммерсанта на канате”.
Родился Федор 23 февраля 1855 года. Его родителями были православные крестьяне деревни Раменка Угличского уезда Ярославской губернии Федор Герасимович и Дарья Андреевна Молодцовы. Отец Феди был весьма предприимчивым человеком - ходил на заработки в Санкт - Петербург, торговал там с лотка мелкими товарами. Овдовев Молодцов - старший вторично женился на купеческой дочке и привез в столичный город пятерых своих детей. Богатства Молодцовым этот брак не принес. В поисках заработка подрастающий Федя устроился учеником в типографию, но такое дело оказалось ему не по душе. Больше интересовали мальчугана всяческие зрелища и представления. В те годы в Зоологическом саду ходил по канату Егор Васильев. Частенько любовавшийся его выступлениями Молодцов решил, что и ему эти трюки по силам освоить.
Задумав стать канатоходцем, он натянул веревку между сараями и начал усердно тренироваться. Некоторое время спустя, приобретя простейшие навыки балансирования, пришел в Зоологический сад и, набравшись смелости, вызвался выступать перед публикой. Номер его, конечно, не был готов, но попытка стать артистом не прошла даром. Директор сада Рост, сам бывший в молодости канатоходцем, усмотрел в парне незаурядные способности. Начал с ним заниматься и дело быстро пошло на лад. Выучил. Под псевдонимом Федор Иванов Молодцов дебютировал 17 мая 1873 года. Произошло это в Петербургском увеселительном саду Сасова за Невской заставой. Так началась его артистическая деятельность.
Впоследствии Федор то танцевал на канате в балагане В. М. Малофеева, то выступал в акробатической труппе, то добывал себе пропитание, исполняя гимнастические и акробатические трюки. В 1876 году, учитывая интерес зрителей к иностранным артистам, взял себе звучный псевдоним Жак Ричард. В 1877 году Молодцов выступал в цирке П. Буша в Гельсингфорсе (Helsingfors) в наше время более известном как столица Финляндии Хельсинки (финское Helsinki). Дела его шли успешно. В 1878 году Федор стал владельцем увеселительного сада и биллиардной. С 1879 года Молодцов со своей группой артистов начал гастроли по России и в том же году с цирковой труппой П. Буша отправился на гастроли в Швецию и Германию. Интересно отметить тот факт, что “расторопный ярославский мужик” оказался в числе первых русских цирковых артистов начавших выступать за пределами России. Даже знаменитый клоун - дрессировщик, родоначальник известнейшей цирковой династии А. Л. Дуров впервые отправился на гастроли за рубеж только в 1890 году.
В Европе в полной мере начал раскрываться талант Молодцова. За короткое время он создал отличный номер эквилибристики на канате, такой, что только в Берлин его приглашали выступать восемь раз, и каждое новое выступление проходило с все возрастающим успехом. В течение десяти лет Федор гастролировал в Германии, Италии, Франции, Англии, Швеции, Швейцарии, Дании, Бельгии, Финляндии. “Русским чудом” называли его в Лондоне, после того как он совершил сенсационный переход по канату через Темзу. В столь лестном титуле вряд ли можно усмотреть преувеличение. Русский канатоходец действительно демонстрировал чудеса ловкости и мужества.
В XIX веке множество народа собиралось полюбоваться расположенным в Финляндии в верховье реки Вуокси величественным водопадом Иматра. У этого своеобразного природного аттракциона была особая слава. Еще в 1772 году специально, чтобы насладиться видом низвергающейся воды сюда приезжала Екатерина II со свитой и приказала построить здесь гостиницу.
В 1842 году император России и Великий князь Финляндии Николай I приказал разбить вокруг водопада парк, получивший название Круунонпуисто. На берегу каньона специально для петербургской аристократии были построены две деревянные гостиницы. Вскоре это место стало светским курортом, до него из Санкт - Петербурга проложили железную дорогу. "Прокатиться на порог" вошло в моду у знати. В пик сезона сюда ежедневно прибывало до 14 поездов с туристами.
Показать эффектное зрелище в таком месте было очень заманчиво. Молодцов использовал имеющиеся возможности, устроил грандиозное представление под открытым небом и перешел по канату через самый крупный равнинный бушующий водопад Иматра, шум которого слышен за десять верст.
В 1892 году Федор Федорович уже широко известным опытнейшим артистом, владеющим девятью языками бывалым человеком вернулся в Россию и стал жить в Санкт - Петербурге. По воле случая, как раз в то время когда Федор Федорович завершил свое европейское турне по России начал гастролировать прославившийся не только в Европе, но и в Америке французский канатоходец Эмиль Гравле Блонден. Известный знаток цирка писатель Александр Куприн назвал его, «незабвенным великим и никем не превзойденным… истинным богом циркового искусства». Более всего наделенный редкостным чувством равновесия Блонден был знаменит тем, что перешел по канату над крупнейшим на нашей планете Ниагарским водопадом. Оказавшись в России, выступал он и в Санкт - Петербурге, где в то время был Молодцов. В этом городе и померялись они своими канатоходческими способностями. На спор с Эмилем Федор перешел Неву по канату в ее широком месте, а его соперник совершил такой переход только в том месте, где река сужалась - напротив здания бывшего Кадетского корпуса (Меншиковского дворца).
Интересно отметить, что после возвращения на Родину обнаружилась новая грань творческой души Молодцов – он проявил незаурядный литературный талант, написав небольшую, но, несомненно, любопытную книжечку “Коммерсант на канате или похождения известного русского канатоходца Федора Молодцова”. В ней он с юмором рассказал о своей жизни и зарубежных гастролях. В конце автор приписал:
“Составил без посторонней помощи сам Федор Молодцов. 28 июня 1895 года”.
В мае 1896 года Молодцов был приглашен в Москву для выступлений в праздничной программе по случаю коронации императора Николая II. Восхищенные зрители без конца вызывали прославленного артиста, и он ходил по канату над огромной толпой почти беспрерывно от 9 до 17 часов.
Учитывая хотя бы эти факты вполне можно утверждать, что Ф. Ф. Молодцов достоин занять одно из первых мест в списке лучших канатоходцев конца XIX - начала XX века. Однако если о Блондене - “человеке Ниагары” написано больше чем о любом другом цирковом артисте той пор, то материалов о его младшем современнике Молодцове осталось до обидного мало, но даже то немногое, что о нем известно, дает нам основание гордиться этим удивительным самородком земли ярославской.
Будучи, в сущности, самоучкой, обладающий смекалкой, пытливым умом и прирожденным талантом канатоходца Молодцов внес большой вклад в развитие цирка. С 1882 года он занимался педагогической деятельностью - обучал нелегкому мастерству эквилибристов и акробатов молодых цирковых артистов.
Для того чтобы оценить то новое, что привнес Федор Федорович в канатоходческое искусство, следует упомянуть о том, что было в этом жанре до него. Вот как, к примеру, выглядело описанное в “Русской газете” за 24 августа 1880 года выступление того самого канатоходца Егора Васильева, которому Молодцов первоначально решил подражать:
“...Поперечные укрепляющие веревки вследствие экономии не были привязаны к кольям. Их держали мужчины - охотники. Сама конструкция аппарата никуда не годилась. Артист ежеминутно рисковал сорваться вниз. Ничего другого, кроме простого хождения показать на таком канате было невозможно. Выступал человек отчаянный - больше сказать о Васильеве нечего...”
Федор Федорович изменил конструкцию реквизита для выступлений, натянул стальной трос, стал более основательно укреплять его и благодаря этому получил возможность демонстрировать очень сложные приемы эквилибристики.
Он выходил на манеж в русском наряде, поднимался на канат и, сбросив верхнюю одежду, оставался в легком трикотажном костюме. В таком виде артист ходил и бегал по канату; ходил, балансируя при этом на голове лампу или поднос, на котором стоял кипящий самовар и наполненные кипятком чашки. На плечах Федор носил небольшую пушку, из которой стрелял, дойдя до середины каната. Молодцов ходил по канату, надев на ноги коньки или же привязав к ногам кинжалы остриями внутрь. Переносил по канату человека, сидевшего у него на плечах. Ставил на канат стул и сидел на его спинке. Ходил по канату на ходулях или с завязанными глазами и с мешком на голове. Танцевал на канате трепака, казачок, лезгинку, мазурку и при этом сам себе аккомпанировал на балалайке.
Особенно сложным и эффектным был его номер под названием “Огненный несгораемый рыцарь”. Исполнялся он в темноте. В костюме рыцаря артист бежал по канату с фейерверками в руках. На концах балансира - шеста, который для сохранения равновесия держал в руках канатоходец - вертелись два больших горящих колеса. На всем костюме также размещались различные пиротехнические устройства. Все это рассыпалось на тысячи разноцветных огней, рвалось, взлетало высоко в воздух. Сложность выступления заключалась, прежде всего, в этих взрывах, нарушавших равновесие канатоходца. Номер был очень тяжел в исполнении и до настоящего времени никем не превзойден и даже не повторен. Это и не удивительно - нагрузка на руки во время действия фейерверков достигала шестидесяти и более килограммов. Сам Федор Федорович показывал “Огненного несгораемого рыцаря” чаще всего на бенефисах и после такого выступления должен был отдыхать 2 - 3 дня - ранее этого срока руки ни для какой работы не годились.
Последний раз он выступал на канате в Риге в 1912 году. В дальнейшем, в годы первой мировой войны, во времена российских революций жизнь стареющего артиста становилась все тяжелее. В 1918 году Молодцов из Ижевска через колчаковский фронт пробирался к себе на родину - на ярославскую землю в деревню Раменку. Хотел перед смертью взглянуть на родные места и людей, но никого из близких там не нашел. Огорченный уехал в Углич и провел свои последние дни в Доме престарелых Отдела Социального Обеспечения. Там он и умер, как отмечено в Карточке об умершем, «от старческой дряхлости» 1 марта 1919 года. Похоронен Молодцов на городском Георгиевском кладбище.
“Канатоходцем, как и поэтом, нужно родиться”, - писал в своих мемуарах “человек Ниагары” Эмиль Гравле Блонден. Канатоходцем, вероятно, и родился наш земляк Федор Федорович Молодцов, отдавший всю свою жизнь этому древнему жанру циркового искусства. Его достижения и сегодня, как в годы жизни ярославского “канатного мастера”, могут служить прекрасным примером для цирковых артистов, посвятивших свои жизни изнурительным репетициям и захватывающим дух выступлениям на растянутом в вышине канате.

ЛИТЕРАТУРА.
Дмитриев Ю. А. Русский цирк. - М.: Искусство, 1953. - С. 42.
Дмитриев Ю. А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. - М.: Искусство, 1977. - С. 223 - 225.
Шинкаренко Е. М. Канатоходцем нужно родиться // Уединенный пошехонец, выпуск № 37 / приложение к газете «Золотое кольцо», № 240 (1003), 15 декабря 1994. - С. 5.
Шинкаренко Е. М. Коммерсант на канате // Культура, № 42, 28 октября 1995. - С. 5.
Шинкаренко Е. М. Невиданный по смелости артист // Северный край, № 214 (22073), 9 ноября 1995. - С. 5.
Шинкаренко Е. М. Похождения коммерсанта на канате // Ярославская культура, № 4, 1998. - С. 11.
Шинкаренко Е. М. К вопросу о дате и месте рождения Ф. Ф. Молодцова // Тихомировские чтения: Тезисы докладов. / Редкол. А. И. Селиванов (отв. ред.), Н. А. Грязнова, В. П. Алексеев, Г. В. Раздобурдина, И. Е. Холодякова. - Ярославль: Ярославский Печатный Двор,1999. - С. 47 - 49.
Шинкаренко Е. М. Народное творчество в цирковом искусстве в конце XIX - начале XX века на примере ярославца Ф. Ф. Молодцова // Проблемы развития традиционной народной культуры в рамках историко - просветительной программы «Истоки», как фактор культурной деятельности в Ярославской области: Сборник материалов научно - практической конференции. / Редколлегия: А. М. Бочкова, В. М. Корнилова, В. А. Мартынов, Е. М. Шинкаренко (отв. редактор). - Ярославль: МУБиНТ, 2000. - С. 88 – 94.
Шинкаренко Е. М. Русское чудо // Аргументы и факты - Ярославль, № 40, 2002. - С. 10.
Шинкаренко Е. М. На манеже Ярославского цирка: Исторические очерки. - Ярославль: Издательство “Ремдер”, 2002. - с. 7 - 8.
Шинкаренко Е. М. От площадного зрелища к цирковому искусству (на примере Ярославской губернии) / Материалы региональной научной конференции (14 ноября 2002 года). Вторые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. / Редакционная коллегия: И. А. Бродова, Т. С. Злотникова, Ю. Ю. Иерусалимский. - Ярославль: Издательство “Ремдер”, 2002. - С. 235 - 236.
Шинкаренко Е. М. Акробат Федор Молодцов // Летопись Ярославских сел и деревень / Сост. А. Н. Грешневиков. - Рыбинск: Рыбинское подворье, 2004. - С. 119 - 120.



Главная страница
История
Цирковое искусство в творчестве Н. А. Некрасова
Цирк Михаила Кузмина
Гостевая книга
Сайт создан в системе uCoz