Цирковое искусство в творчестве Н. А. Некрасова на примере стихотворения “Генерал Топтыгин”.

Большую часть своей жизни известный знаток русского народного быта Николай Алексеевич Некрасов с увлечением занимался литературным трудом. Значительная доля его творческой деятельность была связана с Ярославским краем. Многие сюжеты произведений поэта основаны на событиях, имевших место в реальной действительности. Наблюдения такого творческого человека, несомненно, очень важны для изучения современной ему истории России XIX века.
Приручение медведей являлось древним традиционным занятием населения Верхней Волги. Хождение с мишкой, пусть даже ученым, было сопряжено с известным риском, поэтому и здесь придерживались правил, взглядов, сходных с охотничьими. Это обуславливалось и тем, что вожаками медведей были выходцы из районов, где продолжали жить представления, идущие от тотемических верований (в частности, культа медведя) и потому смотрели на “косолапого” как на особое существо, стоящее ближе всех других зверей к человеку.
“Генерал Топтыгин” был написан Николаем Алексеевичем в 1867 году. Мог ли поэт видеть подобное зрелище во время своего пребывания в Ярославском крае? Безусловно, мог, ведь известно, что в XVIII - XIX веках “ходебщики” с медведями и сами медведи, как правило, брались из Ярославской губернии. Таким образом, сюжет стихотворения исторически закономерен для этой территории в годы создания рассматриваемого нами литературного произведения.
В “медвежьей комедии” XIX века осталось немало от древнейшего традиционного, фольклорного взгляда на “хозяина” леса. Медведя - артиста именовали почтительно - шутливо: “Михаиле Потапыч”, “Матрена Ивановна” или “почтенный Михаиле Иваныч господин Топтыгин”. Эти прозвища - явный пережиток древнейшего явления, который лучше всего сохранился в обычаях охотников. Он был связан с запретом произносить настоящее имя зверя, благодаря чему тот, якобы, не нападал на человека. Таким образом, прозвище главного персонажа стихотворения находится в соответствии с нормами русской традиционной культуры.
Для уточнения специфических, зрелищно - бытовых элементов стихотворения обратимся к тому разделу истории, который наиболее точно может дать ответы на интересующие нас вопросы - к истории циркового искусства.
В тексте стихотворения Некрасова можно найти подтверждения непосредственного авторского восприятия прообраза “Генерала Топтыгина”. Он пишет о “железе в губах”, что исторически закономерно действительности тех лет. Дрессированным медведям продевали через нос и губы железное кольцо, а также проделывали некоторые другие операции для обеспечения безопасности поводыря. Вожаки с учеными медведями бродили по России до 30 - х годов XX столетия. Позже они были вовлечены в государственную систему советского цирка и представляли на аренах жанр дрессуры.
Итак, выявленная в процессе изучения стихотворения “Генерал Топтыгин” историческая закономерность возникновения сюжета данного произведения, позволяет нам говорить о достоверности получаемой таким образом информации о русской традиционной культуре XIX века.
В связи с этим следует отметить и то, что знание условий быта “ходебщиков”, шутливых прозвищ медведей и атрибутов дрессировки свидетельствуют о внимании поэта к существовавшим в его время формам циркового искусства. Последнее само по себе представляет интерес, так как является не исследованной областью творчества Н. А. Некрасова.



Главная страница
История
Цирк Михаила Кузмина
Коммерсант на канате
Гостевая книга
Сайт создан в системе uCoz