|
Циркового дела мастер Сергей Емельянов Евгений Шинкаренко В имеющейся в настоящее время литературе по истории российского цирка второй половины Х1Х - начала ХХ века отмечается ограниченное количество организаторов и предпринимателей, прославившихся в этой сфере зрелищной культуры. Чаще всего рассказывается о, безусловно, лучших цирках: Чинизелли, Саламонского, Никитиных, Труцци, Сура. Реже упоминаются еще 20 - 30 менее знаменитых фамилий 1. Нисколько не умаляя достоинств этих книг, следует все же признать, что при чтении их у неискушенного человека может создаться впечатление, что этими деятелями, собственно и ограничивался круг организаторов циркового дела. Однако это совсем не так. На самом деле людей, посвятивших себя цирку, в те годы было в десятки раз больше. Правда они не являлись основателями или продолжателями славных цирковых династий и даже не написали увлекательных мемуаров, но без исследования их деятельности история российского цирка была бы не полной. Во второй половине Х1Х - первых десятилетиях ХХ века цирковые здания строились по всей территории России. Причем масштабы возведения провинциальных цирков достигали огромных размеров, и это само по себе свидетельствует о значительном количестве людей, занятых в этой сфере зрелищной культуры. Большое количество цирков и то, что располагались они на обширных пространствах, конечно же, затрудняет сбор информации о них. По этой причине данная сфера в настоящее время представляет собою практически «чистый лист» для исследователей. Даже по выборочному изучению деятельности отдельных цирковых предпринимателей можно представить, как много ярких страниц в историю циркового искусства «вписали» творческие личности провинциальных городов России. В этой связи следует отметить «цирковых дел мастеров» трудившихся в Ярославской губернии. В Государственном архиве Ярославской области сохранились документы по строительству зданий для цирковых представлений, начиная с Х1Х века. Так, например, в 1870 году был построен цирк на Стрелецком бульваре 2, в 1889 цирковое здание появилось на Сенной площади города Ярославля 3. В 1897 году зрители шли посмотреть новую программу в цирк на Ярмарочной площади в Рыбинске 4, в 1900 цирковое представление устраивалось в Городском саду Ростова 5, а в 1913 году цирк Н. К. Киселева действовал у Филипповской площади в Угличе 6. Новые цирки в то время строились в Ярославской губернии чуть ли не ежегодно, иногда в разных населенных пунктах даже почти одновременно, однако не следует думать, что их количество непрерывно возрастало. Все эти сооружения возводились из древесины, под парусиновой крышей на сезон - два, а затем, чаще всего сносились. Большинство организаторов цирковых представлений строили новые здания и не утруждали себя вопросами их благоустройства и совершенствования. Отрадно отметить, что были и более творческие подходы к этому делу. Находились предприниматели, понимавшие, что от устройства самого здания цирка зависели и удобство расположения зрителей, и возможности артистов, стремившихся к демонстрации все более сложных и зрелищных выступлений. Благодаря таким творческим личностям цирк в начале ХХ века из разряда площадного зрелища постепенно становился полноправным видом искусства. Один из таких незаурядно мыслящих людей владел цирком в Ярославле. Его имя вряд ли знакомо поклонникам этого вида искусства. Очень мало известен он и в среде профессионалов цирка. Даже в самой новой энциклопедии «Цирковое искусство России», в статье о цирке в Ярославле лишь упомянута его фамилия, и то без инициалов 7. К счастью, остались документальные свидетельства, благодаря которым мы можем более полно представить заслуги этого человека в развитии цирка. Этот предприниматель - Сергей Авдеевич Емельянов. В 1913 году он построил в Ярославле тесовое помещение для выступлений цирковых артистов 8. Его цирк был возведен в 3 - й части города Ярославля - на городской земле на площади между 149 и 157 земельными участками - на Петропавловском лугу. Это сооружение выгодно отличалось от многочисленных аналогичных построек и на его конструкцию и оснащение необходимо обратить внимание. Важно отметить то, что Емельянов построил теплое здание с паровым отоплением и электрическим освещением. По тем временам, это было большой редкостью. Для примера можно привести воспоминания об устройстве провинциального цирка Бориса Эдера. В своих мемуарах знаменитый дрессировщик описывает действовавший в начале XX века в России передвижной Цирк Гамкрелидзе. Летом представления шли в нем под брезентовым шапито, а иногда и вовсе без крыши - строились только поднимающиеся амфитеатром скамьи для зрителей, арена и конюшня. Зимой выступления шли в деревянных цирках, обычно совсем не отапливаемых 9. О другом небольшом передвижном цирке Г. Н. Бараданова вспоминал попробовавший себя в молодости в качестве циркового артиста Леонид Осипович Утесов. В 1909 году этот цирк давал представления на Юге России - в Одессе. Сами артисты называли его «столбик». Это значило, что мачта, к которой крепилось шапито, находилась в центре манежа. Конечно же, какие - либо крупные номера и аттракционы в таких условиях показывать было невозможно 10. Говоря о достоинствах цирка Емельянова, особенно интересно отметить то, что сам он по происхождению и социальному положению был далек от известных цирковых кругов того времени. Сергей Авдеевич Емельянов был крестьянином Ярославской губернии и жил в Бурмакинской волости в деревне Орлецы. Тем не менее, он сам спроектировал свой цирк и не в пример другим он был обустроен удобно и основательно. Согласно протоколу Строительного отделения Ярославского губернского правления, план цирка Емельянова в техническом отношении был составлен удовлетворительно 11. Тент в нем держался на четырех столбах. Для прочности они были укреплены стальными проволочными канатами. На столбах крепились лампы для освещения арены и зала. Стальными проволочными канатами с двух сторон были скреплены и опоры для подвески снарядов воздушной гимнастики. Во время представлений в цирке могло помещаться до 700 человек. 200 из них располагались на местах вокруг манежа и еще 500 могли видеть выступления цирковых артистов с галереи. Созданию удобства для зрителей уделялось особое внимание. Лавки для сидения были остроганы, обиты кожей или материей для того, чтобы, как сказано в архивных документах «публика не рвала одежду» 12. До начала программы и в антракте для зрителей было открыто фойе. Для исключения очередей и толчеи при выходе из зала, в цирке С. А. Емельянова было два боковых и шесть запасных выходов наружу. Большое внимание уделялось обеспечения пожарной безопасности. Для этих целей ставились бочки с водой, ведра и огнетушители. Меры эти вовсе не были излишними. Обезопасить цирк от «красного петуха» в те годы представлялось едва ли не самой важной технической задачей. Случаи загораний крупных деревянных и парусиновых построек были не редки. Для максимальной безопасности публики в Цирке Емельянова во время представлений дежурил пожарный расчет. Здание, возведенное по инициативе предприимчивого крестьянина Сергея Авдеевича Емельянова, стало важным культурным центром старинного промышленного района Ярославля. Этот цирк был неотъемлемой частью мощного пласт зрелищной культуры российского провинциального города первых десятилетий ХХ века. Настоящая статья представляет собою всего лишь фрагмент предварительных результатов исследований. Дальнейшее изучения роли творческой личности в данной области, несомненно, принесет нам еще много неожиданных и интересных открытий. Примечания. 1 Дмитриев Ю. А. Русский цирк. - М.:Искусство,1953. - 263 с, ил.; Дмитриев Ю. А. Советский цирк. Очерки истории 1917 - 1941. - М.: Искусство, 1963. - 400 с., ил.; Кузнецов Е. М. Цирк. Происхождение, развитие, перспективы. - М.: Искусство, 1971. - 415 с., ил. 2 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т 1, Д. № 274. 3 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т 1, Д. № 833. 4 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 1168. 5 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 1528. 6 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 2678. 7 Цирковое искусство России: Энциклопедия / Редкол: М. Е. Швыдкой, Г. В. Белякова, Н. Д. Гаджинская и др. Сост.: В. В. Кошкин, М. С. Рудина, Р. Е. Славский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 245. 8 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 2724. 9 Эдер Борис. Мои питомцы. - Ивановское книжное издательство, 1960. - С.19. 10 Дмитриев Юрий Арсеньевич. Леонид Утесов. - М.: Искусство, 1982. - С. 18 - 21. 11 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 2724. 12 ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 2724. Источники. ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т 1, Д. № 274. ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т 1, Д. № 833. ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 1168. ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 1528. ГАЯО. Ф. 80 Оп. 1, т. 2, Д. № 2678. ГАЯО. Ф. 80, Оп. 1, т. 2, Д. № 2724. Эдер Б. Мои питомцы. - Ивановское книжное издательство, 1960. С. 19. Библиография. Дмитриев Ю. А. Русский цирк. - М.:Искусство,1953. - 263 с, ил. Дмитриев Ю. А. Советский цирк. Очерки истории 1917 - 1941. - М.: Искусство, 1963. - 400 с., ил. Дмитриев Юрий Арсеньевич. Леонид Утесов. - М.: Искусство, 1982. - 208 с., 16 л. ил. - (Мастера сов. эстрады). Кузнецов Е. М. Цирк. Происхождение, развитие, перспективы. - М.: Искусство, 1971. - 415 с., ил. Цирковое искусство России: Энциклопедия / Редкол: М. Е. Швыдкой, Г. В. Белякова, Н. Д. Гаджинская и др. Сост.: В. В. Кошкин, М. С. Рудина, Р. Е. Славский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 480 с.: илл. Шинкаренко Е. М. Формирование советского цирка (1918 - 1939 гг.) // Путь в науку: Сборник научных работ аспирантов и студентов исторического факультета. - Ярославль: Яросл. гос. ун - т, 1999. - С. 107. Шинкаренко Е. М. От крестьян до дворян // Ярославский календарь на 2000 год. - Ярославль: Александр Рутман, 2000. - С. 38. Шинкаренко Е. М. От площадного зрелища к цирковому искусству (на примере Ярославской губернии) / Материалы региональной научной конференции (14 ноября 2002 года). Вторые Алмазовские чтения: Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. / Редакционная коллегия: И. А. Бродова, Т. С. Злотникова, Ю. Ю. Иерусалимский. - Ярославль: Издательство “Ремдер”, 2002. - С. 237. Шинкаренко Е. М. На манеже Ярославского цирка: Исторические очерки. - Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. - С. 5. |
|